Отвертывают четыре гайки крепления и снимают коробку передач. Устанавливают двигатель на поворотный стенд, конструкция которого обеспечивает свободный доступ к любой детали или узлу двигателя. Отвертывают два болта крепления генератора к кронштейну и снимают генератор, предварительно отвернув болт крепления установочной планки генератора. Снимают трубки бензопровода от насоса к фильтру очистки топлива и от фильтра к карбюратору. Отвертывают болт крепления фильтра топлива и снимают фильтр. Снимают верхний валик привода акселератора, отсоединив предварительно тягу дроссельных заслонок от карбюратоpa. Снимают пружину акселератора; кронштейн акселератора;стартер,отвернув два болта его крепления.
Отвертывают и снимают трубки пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала. Отвертывают четыре гайки крепления карбюратора и снимают карбюратор с прокладкой, предварительно отвернув трубку вакуумного регулятора распределителя; впускную и выпускную трубки фильтра полнопоточной очистки масла. Ослабляют два стяжных хомута перепускного шланга системы охлаждения и снимают шланг. Отсоединяют провода от свечей зажигания. Отвертывают винт крепления установочной пластины распределителя к корпусу привода и снимают распределитель; катушку зажигания; кронштейн катушки зажигания.
Отвертывают две рым-гайки и остальные гайки крепления впускной трубы и снимают впускную трубу вместе с ее прокладками (при необходимости впускная труба может быть снята в сборе с карбюратором). Снимают крышки коромысел. При снятии следят за тем, чтобы не выпали фасонные шайбы уплотнителей крышки. При необходимости отвертывают по пять гаек крепления выхлопных труб и снимают выхлопные трубы вместе с прокладками.
Если нет необходимости в разборке и ремонте выхлопных труб и головок, последние снимают в сборе с труба ми. Отвертывают по четыре гайки крепления стоек осей коромысел,снимают оси коромысел со стойками в сборе и разбирают их при необходимости. Вынимают и укладывают по порядку штанги толкателей и толкатели. Снимают головки цилиндров и прокладки головок, отвернув по 18 гаек крепления каждой головки. Втулками-зажимами закрепляют гильзы цилиндров в блоке для предохранения их от выпадания (рис. 1).
С помощью съемника снимают клапаны (рис. 2) и укладывают их на стеллажи согласно порядковым номерам. Съемник позволяет осуществлять демонтаж и монтаж клапанов на головку цилиндров как с присоединенной к ней выхлопной трубой, так и без трубы. Снимают бензиновый насос с прокладкой, отвернув два болта крепления насоса к крышке распределительных шестерен.
Отвертывают винт крепления скобы привода распределителя и снимают привод распределителя. Отвертывают 23 гайки крепления масляного картера двигателя и снимают его вместе с прокладкой. Вывертывают и снимают храповик коленчатого вала с зубчатой шайбой. Отвертывают болты крепления шкива коленчатого вала и снимают шкив. С помощью съемника снимают ступицу шкива коленчатого вала (рис.3).
Съемником снимают шестерню распределительного вала (рис. 4), отвернув центральный болт ее крепления и сняв предварительно эксцентрик привода бензинового насоса и его балансир. Отвертывают два болта крепления упорного фланца распределительного вала и снимают его. Осторожно вынимают распределительный вал. Он может быть вынут в сборе с шестерней и упорным фланцем. Для этого отвертывают торцовым ключом через отверстия в шестерне два болта крепления упорного фланца к блоку.
Съемником снимают шестерню коленчатого вала (рис. 5), сняв предварительно маслоотражатель. Снимают упорную шайбу и переднюю шайбу упорного подшипника коленчатого вала. Отвертывают две гайки крепления масляного насоса и снимают его вместе с прокладкой.
Отвертывают остальные гайки крепления крышки распределительных шестерен и снимают крышку в сборе с водяным насосом и датчиком пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала. Снимают прокладку крышки распределительных шестерен. При необходимости ремонта или проверки водяного насоса отвертывают гайки крепления его к крышке распределительных шестерен и снимают корпус насоса вместе с прокладкой. Для снятия датчика пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала отвертывают три болта его крепления, гайку крепления трубки маслоприемника и снимают маслоприемник с уплотнительной прокладкой.
Повертывают коленчатый вал гак, чтобы подшипники нижних головок шатунов 1 и V цилиндров находились в крайнем нижнем положении. Расконтривают и отвертывают гайки крепления крышек шатунов и снимают крышки с вкладышами в сборе. Вынимают поршни вместе с шатунами и верхними вкладышами в сборе. Устанавливают крышки шатунов на шатуны и соединяют их без затяжки гаек. Таким же образом снимают остальные шесть поршневых комплектов.
Перед разборкой шатунно-поршневой группы необходимо еще разубедиться в четкости и правильности постановки клемм на шатунах и крышках шатунов, а также в соответствии их порядковым номерам цилиндров. Съемником снимают компрессионные поршневые кольца (рис. 6) и раскладывают их в порядке установки. Маслосъемные кольца снимают без съемника. Расшплинтовывают и отвертывают 10 гаек крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала. Снимают крышки с вкладышами с помощью съемника. Необходимо перед демонтажем крышек убедиться в правильности постановки клейм на крышке.
Отвертывают специальным шестигранным ключом две гайки крепления держателя заднего сальника и снимают держатель вместе с нижней половиной сальника и боковыми прокладками. Вынимают коленчатый вал из блока цилиндров двигателя. Снимают заднюю шайбу упорного подшипника коленчатого вала. Снимают нажимной и ведомый диски сцепления, отвернув 6 болтов крепления кожуха сцепления. Расшплинтовывают и отвертывают гайки крепления маховика и снимают маховик. При необходимости съемником выпрессовывают из гнезда коленчатого вала подшипник первичного вала коробки передач (рис. 7 и 8).