ГАЗ-53 (1959-1993)

ГАЗ-53 — советский грузовой автомобиль, семейство среднетоннажных грузовых автомобилей третьего поколения, выпускавшихся с 1959 года (серийно с октября 1961 года) до января 1993 года Горьковским автозаводом. ГАЗ-53 с последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий тираж — свыше 4 млн. автомобилей.

Модельный ряд


В модельный ряд грузовых автомобилей ГАЗ третьего поколения входили, наряду с ГАЗ-52 грузоподъёмностью 2,5 т и ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3,0 (позже 3,5, 4,0 и 4,5 т) полуторатонный ГАЗ-56 (серийно не выпускался) и полноприводные вездеходы ГАЗ-62 грузоподъёмностью 1,2 т и ГАЗ-66 грузоподъёмностью 2 т. Автомобили ГАЗ семейства 52/53 имели унифицированную кабину. По облицовке радиатора различают три основных типа: 1. общая идея дизайнерского решения первой серийной версий облицовки была созвучна с облицовкой ЗИЛ-130: фары вверху, подфарники — внизу. Этот тип соответствовал и ГАЗ-52-03 и первым ГАЗ-53Ф. 2. с 1975 года — подфарники вверху, над фарами, и облицовка с «улыбкой» 3. с 1985 года появляется очередная, последняя, версия облицовки — отверстия решетки вытянулись, поворотники сместились каждый ближе к своему краю А еще через год на всех новых машинах спереди стандартно были установлены комбинированные двухламповые, с неравными по размеру, оражево-прозрачными рассеивателями, «подфарники» (указатель поворота/габарит) нового типа. Кроме того, отличия ГАЗ-52 от ГАЗ-53 заключались и в колесных дисках: ГАЗ-52 и модификации имели диски с 6 вентиляционными отверствиями и более узкой резиной, ну а ГАЗ-53 вскоре после начала выпуска получили более привычные нам (и более «грузоподъемные») с тремя отверствиями, размещенными под углом 120 градусов. Хотя все диски без проблем были взаимозаменяемы. В модельном ряду ГАЗ-52 выпускались следующие модификации: грузовики с бортовой платформой и шасси с кабиной ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-02 с двумя вариантами колесной базы (3300 и 3700 мм). В 1959 году была выпущена партия шасси ГАЗ-52Ф с форкамерным двигателем ГАЗ-51Ф мощностью 85 л.с., а с 1961 года выпускалось ГАЗ-52-03 на шасси ГАЗ-51 с двигателем в 75 л. с. и кабиной от ГАЗ-53А. После снятия ГАЗ-51А с конвейера в 1975 г. его заменил аналогичный по размерности ГАЗ-52-04, представлявший собой шасси с кабиной от ГАЗ-53А с прежним 75-сильным двигателем ГАЗ-51. ГАЗ-52-05, ГАЗ-52-08 и ГАЗ-52-09 — грузопассажирские такси, причем ГАЗ-52-09 был переоборудован для работы на сжиженном нефтяном газе (СНГ), дублирующее топливо — бензин А-76. Также выпускался седельный тягач ГАЗ-52-06 для работы с 4-тонным полуприцепом. Модификация ГАЗ-52-07 на базе ГАЗ-52-04 была переоборудована для работы на СНГ. Самосвальные модификации ГАЗ-52 выпускались саранским автозаводом. Создатели — специалисты ГАЗ. Главный конструктор — А. Д. Просвирин Ведущие конструкторы — А. И. Шихов, В. Д. Запойнов. Ведущий конструктор двигателя V8 — П. Э. Сыркин.

Экспорт


Грузовые автомобили семейства ГАЗ-53 экспортировались в:
Польшу, Чехословакию, ГДР, Румынию, Венгрию, Югославию, Финляндию, Кубу, Монголию, Вьетнам.
В 1983—1991 гг. автомобили ГАЗ-53-12 собирался из советских сборочных комплектов на болгарском предприятии «Мадара». Примечательно, что грузовик оснащали дизелем местного производства, выпускавшимся по лицензии английской фирмы Perkins.

Технические характеристики:


Двигатель: 120 л.с./3200об/мин,
8-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, карбюраторный, 4254 куб.см. Диаметр цилиндра/Ход *поршня: 92/80 мм
Коробка передач: 4 вперед + 1 задняя
Длина: 6395 мм,
ширина: 2280 мм,
высота: 2190 мм
База: 3700 мм,
дорожный просвет: 245мм
Снаряженная масса: 3200 кг
Грузоподъёмность: 4500 кг
Ёмкость топливного бака: 90 л
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 90 км/ч
Расход топлива: 28,0 л/100км

Модификации:


— ГАЗ-53Ф (с октября 1961 года, по январь 1967 года) — бортовой грузовик и шасси с форсированным двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с., задним мостом ГАЗ-51 с редуктором от ГАЗ-63 (i=6,7), грузоподъёмность 3,5/3,0 т, максимальная скорость до 75 км/ч;
— ГАЗ-53 (с июня 1964 года по 1965 год) — базовая модель грузовика с двигателем ЗМЗ-53, V8, мощностью 115 л.с., максимальная скорость до 85 км/ч;
— ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) — модернизированная версия бортового грузовика ГАЗ-53 грузоподъёмностью 4 т;
— ГАЗ-53А-016 (с 1966 года по 1983 год) — армейская модификация ГАЗ-53А с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения;
— ГАЗ-53Б-02 — шасси под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503);
— ГАЗ-53-05 — седельный тягач, серийно не выпускался;
— ГАЗ-53-40 (с 1971 года по 1984 год) — удлинённое шасси ГАЗ-53А с оперением, но без кабины для поставок Курганскому автобусному заводу для монтажа кузовов автобуса КАвЗ-685, в небольших количествах поставлялось и на СемАР для монтажа специальных кузовов;
— ГАЗ-53-50 — экспортная модификация ГАЗ-53А для стран с тропическим климатом;
— ГАЗ-53-70 — экспортная модификация ГАЗ-53А для стран с умеренным климатом;
— ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) — модернизированная базовая модель с двигателем ЗМЗ-511 мощностью 120 л.с., грузоподъёмность 4,5 т, максимальная скорость до 90 км/ч;
— ГАЗ-53-19 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжиженном газе, мощность двигателя 105 л.с., максимальная скорость до 80 км/ч;
— ГАЗ-53-27 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжатом природном газе, мощность двигателя 100 л.с., максимальная скорость до 80 км/ч.

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий